понедельник, 16 апреля 2012 г.

Комплекс Бахауддина Накшбанди

Загородные исторические и археологические комплексы
Исторические памятники Бухары

Комплекс Бахауддина Накшбанди (XVI в.)

Медресе Мири-Араб Недалеко от Бухары находится мемориал покровителя Бухары - шейха Бахауддина Накшбанди (ум. 1389). Он родился в селении, позднее названного Касри Орифан - "замок познавших божественную истину". Считается, что шейх Накшбанди получил духовное посвящение от Ходжи Гиждувани, который явился к нему во сне и велел стать учеником Амира Куляла. Другим его учителем был правитель-суфий чингизид Султан Халил.

Суфийская община Накшбанди отрицала аскетизм и активно занималась хозяйственной деятельностью. Ему принадлежат слова: "Наш путь к Богу - взаимное общение, но не отшельничество". Широкое признание в исламском мире шейх получил в ходе трехлетнего хаджа.

Шейх Бахауддин Накшбанди был духовным наставником Темура, а в молодости был ткачом. В будущем он станет покровителем ремесел. Поклонение святой могиле шейха приравнивалось совершению хаджа в Мекку.

Мемориальный комплекс Бахауддина Накшбанди создавался на протяжении пяти столетий. Его центром является прямоугольный двор, где находится погребение шейха. Ко двору примыкают поминальные мечети XIX в. По периметру двора сооружен современный айван с деревянными колоннами. У входа в него находится некрополь шейбанидских правителей, где погребены Искандер-хан (ум. 1583) и его сын Абдулла-хан II (ум. 1598). Самое крупное здание мемориала - ханака с мощным купольным перекрытием на основе выступающих арок. Ханака носит имя шейбанида Абдалазиз-хана (ум. 1550), по приказу которого она была построена.

В 80-х годах методом хашара комплекс был отремонтирован и сегодня включает: отдельный дворик с хаузом, расписными мечетями Кушбеги и Музафарохана, минарет, небольшое медресе, дахму над могилой святого и усыпальницу бухарских правителей. Одухотворенность выразительных архитектурных конструкций, тишина и уединенность ансамбля вызывают стремление к достижению познания Бога.


Мазар Чор Бакр (XVI в. - XX в.)

Чор-Бакр - загородный некрополь шейхов из рода Джуйбарских сейидов, расположенный в селении Сумитан в 5 км к западу от Бухары. Джуйбарские сейиды занимали в Бухаре высшие государственные посты еще со времен Саманидов. Их мемориал возник у погребения основателя династии Абу-Бакра Саъада, которое составляет наиболее старую часть некрополя.

Мазар Чар Бакр популярен среди местных жителей.В свое время правнук суфия взялся за благоустройство мазара. Важным элементом в ансамбль входит зелень деревьев и газонов. Сделал разбивку на "чор бог" - что означало "четыре сада", и от мазара была высажена зеленая аллея до самого города - Хиабан. Застройка продолжалась долгое время и постепенно вдоль традиционного коридора стали возникать фамильные склепы. Главный архитектурный комплекс создан во второй половине XVI в. Абдулла-ханом II в связи с погребениями шейха Ходжа Мухаммада Ислама (ум. 1563) и его сына Ходжи Абу Бакр Саъада (ум. 1589). Мухаммад Ислам был преемником главы братства "накшбандийа" Махдуми Азама Касани.

Некрополь Чор-Бакр представляет собой как бы "город мертвых", с улицами, двориками, воротами, фамильными дахмами и многочисленными надгробиями. Центральную часть мемориала занимают мечеть, ханака и медресе. Главные фасады мечети и ханаки выделены порталами с просторными сводами, а боковые оформлены двумя ярусами лоджий. Залы мечети и ханаки перекрыты куполами на стройных барабанах. Их интерьеры оформлены пересекающимися арками, паутиной сетчатых парусов и сталактитов. В XX в. перед основным комплексом, на его главной оси, был возведен небольшой минарет, имитирующий минарет Калян.

Мечеть Намазгох (XII в.)

К югу от Бухары в XI в. находился сад-заповедник Караханидов. В начале XII в. здесь по решению правителя Арслан-хане III возводится мечеть-намазга - праздничная, загородная. Намазга - это особый тип мечети, в которой службы совершались лишь во время двух больших мусульманских праздников - курбан-хаита и рамазан-хаита, как правило, с выездом за город. Помимо общих молений, проводился обряд жертвоприношения, готовились жертвенные блюда, которые раздавались всем верующим независимо от возраста и социального положения. Здесь же проводились увеселительные мероприятия (различные игры, соревнования борцов, острословов и т. д.).

Мечеть Арслан-хана была перестроена в XIV в., а в XVI в. здесь были выстроена арочно-купольная галерея с высоким порталом и минбаром. Сохранившаяся мечеть представляет собой Фронтальное сооружение в виде длинной кирпичной стены с цоколем. В ее центре находится михраб, оформленный кирпичом и плитками резной терракоты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий