понедельник, 16 апреля 2012 г.

Архитектурный комплекс Пой-Калян

Архитектурный комплекс Пой-Калян
Исторические и архитектурные памятники Бухары


Минарет Калян

Минарет КалянМинарет Калян (Великий) - главный символ священной Бухары. С его вершины созывали мусульман города к молитве. Господство минарета над священным городом означало, что его жители находятся под покровительством ислама.

Минарет Калян Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего - Бако. С этим чудо-творением связано множество легенд. Минарет Калян соединен мостиком-переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек. Из ротонды минарета открывается великолепный вид на Бухару, на остатки её крепостных стен. У подножия минарета Калян лежит монументальный архитектурный ансамбль - мечеть Калян и медресе Мири-Араб. Вместе с небольшой лежащей между ними площадью они составляют единый комплекс, именуемый Пой-Калян , т. е, "подножие минарета".


Легенда о минарете Калян   >>>

Мечеть Калян

Мечеть КалянВ современном виде мечеть Калян была построена в начале XVI в. при первых Шейбанидах. С тех пор уже пять столетий, исключая десятилетия советского времени, она действует как главная соборная мечеть Бухары. Мечеть заменила собой старую караханидскую соборную мечеть XII в., сооруженную одновременно с минаретом Калян. Масштаб этой шейбанидской мечети сопоставим с темуридскими соборными мечетями в Самарканде и Герате. Она уступает мечети Биби-ханым в Самарканде по объему строений, но, имея габариты 130 x 80 м, превосходит ее по площади.
Мечеть КалянГлавный вход - Восточный, украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

Мечеть Калян имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Проходной айван на входе оформлен внешним порталом, обращенным на площадь Пои-Калян, и внутренним порталом, обращенным во двор. По периметру двора расположены крытые сводчатые галерии с 288 куполами. Основаниями им служат 208 столбов. На центральной оси у внутреннего портала мечети находится восьмигранный киоск, игравший роль кафедры. Цветная облицовка фасадов создана с помощью мозаики и кирпичей, покрытых глазурью. Здание занимает площадь 1 га. Вмещала в себя около 10.000 молящихся.

Медресе Мири-Араб

Медресе Мири-Араб Напротив мечети Калян расположено действующее медресе Мири-Араб - одно из наиболее почитаемых духовных исламских учебных заведений на постсоветском пространстве. Оно также построено в период правления Шейбанидов в XVI в. на средства от трофеев, завоеванных племянником Шейбани-хана Убайдаллах-ханом (ум. 1539). Хан передал их своему наставнику, главе мусульман Бухары Мири-Арабу ("Князю арабов"), родом из Йемена, являвшемуся учеником Ходжи Ахрара. Планировка медресе Мири-Араба традиционна. Четырехайванный двор полуквадратной формы обведен двумя этажами худжр. Главный фасад в центре подчеркнут порталом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. В центре гурханы (усыпальница) высится деревянное надгробие хана Уйбадуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба.В декоре медресе встречается наборная резная мозаика, многоцветная стилизованная орнаментация. Это сооружение входит в ансамбль мечети минарета Калян. В настоящее время на территории медресе находится действующее духовное училище.

В трех углах здания медресе расположены учебные классы. В четвертом - некрополь, где похорены Убайдаллах-хан и его наставник Мири-Араб. Погребение хана с деревянным надгробием находится в ногах у погребения шейха Мири-Араба с надрогробием йеменского стиля. В средней части главного фасада находится портал с полувосьмигранным сводом. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурхана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. В внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка сульс.

Комментариев нет:

Отправить комментарий