понедельник, 16 апреля 2012 г.

Исторические памятники Бухары






Исторические памятники Бухары
Загородные архитектурные и исторические памятники


Ситораи Мохи-Хоса (конец XIX в. - нач. XX в.)

Дворец Ситораи-Мохи-Хоса являлся загородной резиденцией бухарских амиров. Расположен в 4-х километрах к северу от города. Он строился в течение двух десятилетий, начиная с конца XIX в. Старый дворец начал сооружаться при амире Абдуллахад-хане (ум. 1910), который для изучения российской архитектуры специально отправлял группу бухарских мастеров в Петербург и Ялту. Используя российский опыт, группа местных зодчих во главе с усто Ходжа Хафизом возвела богатое строение, сочетающее местные бухарские и европейские традиции. Главную роль в этом дворцовом здании играл тронный зал, под арками которого во время приемов располагалась придворная элита.

Новый дворцовый комплекс Ситораи-Мохи-Хоса был выстроен при амире Алим-хане. Он включал в себя парадную въездную арку с мозаичным убранством, внутренний двор с галереями, главный корпус европейского стиляс оранжереей перед бассейном и дом амирского гарема в глубине сада.Там жерасполагается главный корпус дворца смешанного, восточно-европейского стиля. У входа в корпус лежит изваяние двух мраморных львов, выполненных нуратинскими мастерами. Лучше удались мастерам мраморные водосливы для хаузов в виде пасти фантастического дракона. Главный корпус дворца, заключающий в себя несколько приёмных комнат и личных покоев эмира, сооружался в основном под наблюдением русских инженеров, и лишь "Белый зал" и предшествующая ему приёмная, выстроенные в 1912-1914 г., принадлежат искусству бухарских зодчих. Эти залы - шедевры резьбы и росписи по ганчу.
Белый зал сверкает ослепительно яркой белизной чистого гульганча, покрывающего стены и потолки. Зеркала, вделанные в стену в форме панно, составляют лишь фон для кружева резного ганча. "Белый зал" выполнен течение двух лет группой мастеров в 25-30 человек под руководством лучшего бухарского мастера Ширина Мурадова. Живописные росписи приемной были выполнены под руководством усто Хасан-Джана. После революции 1920 г. Ситораи-Мохи-Хоса была местом заседания высшего государственного органа Бухарской Народной Республики (1920-1924) - всебухарского курултая.В настоящее время здесь находится филиал Бухарского историко-краеведческого музея.

Мавзолей Сейфеддина Бохарзи (XIII-XIV вв.)

Шейх Сейфеддин Бохарзи (ум. 1261) - ученик выдающегося хорезмийского суфия Наджмеддина Кубро (ум. 1220) - избрал местом проповедей Бухару, где основал знаменитую ханаку последователей суфийского течения "кубровийа". В Бухаре шейх Бохарзи обратил в мусульманскую веру хана Золотой Орды Берке. В середине XIII в. он возглавил бухарское медресе, основанное монгольским сановником мусульманином Максуд-беком. После смерти шейх был погребен в Бухаре в местности Фатхабад. Над его могилой в конце XIII в. был сооружен мавзолей, к которому в XIV в. было пристроено купольное здание ханаки с порталом. Эта ханака была местом суфийских радений до конца XVIII в.

Мавзолей имеет внушительные формы и в то же время привлекает своей простотой и ясностью. Здание имеет сложный план - усыпальница-гурхана, комната поминовений - зиератхана. Над ними два купола - большой и малый. Главный вход выделен сильным пештаком с трехчетвертными башенками на углах. Никакого декора нет ни снаружи, ни внутри. Единственно богатый в декоративном отношении элемент - это роскошное деревянное надгробие XIV века, установленное в гурхане.

Мавзолей Буян-Кули хана (XVI в.)

Одним из учеников Сейфаддина Бохарзи был чагатайский хан Буян-кули (ум. 1358), внук известного Дува-хана (ум. 1307). В 1346 гг. власть в западной части монгольского улуса Чагатаев, к которой относилась Бухара, захватил амир Казаган. Он формально возвел Буян-Кули-хана на трон и правил от его имени. Когда власть перешла к сыну Казагана амиру Абд-Аллаху, то он казнил Буян-кули-хана. Одним из поводов к этому называют желание Абд-Аллаха получить жену Буян-Кули-хана. Погибшего хана похоронили рядом с мемориалом его учителя шейха Бохарзи. Здесь был возведен небольшой мавзолей, отделанный резной поливной терракотой голубых, синих и белых тонов.

Мавзолей двухкамерный, кроме того, обведен потайным коридором. Мавзолей имеет единый прямоугольный объем. Главный фасад его заключает стройную арку портала, почти не выступающего и лишь приподнятого относительно участков смежных стен. Остальные фасады гладки, купола приземисты. Зиератхана невелика и утопает в полумраке. Изящество и утонченность присущи архитектуре мавзолея Буян-Кули-хана.

Ханака Файзабад (1598-99 гг.)

Еще одна крупной суфийской обителью была ханака Файзабад, построенная в 1598-1599 гг. к северо-востоку от средневековой Бухары. Она имеет основные атрибуты дома суфиев - большой купольный зал для коллективных медитаций (радений) и худжрами для жилья.

Ханака расположена вдали от тесных городских улиц и имеет свободную открытую композицию. Ее центральный зал с трех сторон окружает арочно-купольная галерея. Фасад имеет трехступенчатое построение - от сводчатого портала к двухъярусным нишам, а от них - к аркам галерии. Внутри чаша купола приподнята на сплетении сетчатых парусов и расписана силуэтным узором. Изнутри купол ханаки просторен и легок. Никаких изразцовых облицовок, никакой декоративной перегрузки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий